Васнецов Юрий Алексеевич

(1900-1973)

Русский советский художник; график, театральный художник, книжный иллюстратор, живописец. Заслуженный художник РСФСР (1946), народный художник РСФСР (1966); лауреат Государственной премии СССР (1971).

Родившийся в семье сельского священника близ города Вятки (ныне Киров), Ю. А. Васнецов состоял в отдаленном родстве с художниками Виктором и Аполлинарием Васнецовыми и фольклористом Александром Васнецовым.

Вся Вятская губерния славилась кустарными промыслами – мебельными, сундучными, кружевными, игрушечными, известна была своими ярмарками. В детстве художник любил наблюдать яркую цветистость расписных игрушек, сундуков, пестряди. Эти красочные картины не потускнели с годами, а преобразовались в его иллюстрациях, эстампах, станковых работах. Будущий живописец не только смотрел, любовался, но и сам мастерил, чинил, красил. Еще мальчиком работал на кустарном складе – на деревянных шкатулках-перчаточницах писал пейзажи летние, зимние, со зверушками. Ему интересно было шить сапоги, переплетать книги, расписывать печи и дуги в конской упряжи.

Одержимый желанием стать художником, Васнецов в 1921 г. приехал в Петроград и поступил на живописный факультет Государственных свободных художественных мастерских (которые позже были переименованы во ВХУТЕМАС, затем – ВХУТЕИН), где учился у И. Э. Браза, К. С. Петрова-Водкина, Н. Э. Радлова. После окончания Юрий Алексеевич продолжил обучение в Государственном институте художественной культуры у К. С. Малевича, а в 1932–1934 годах занимался в аспирантуре Института живописи, скульптуры и архитектуры при Академии художеств СССР.

В поисках заработка молодой художник начал сотрудничать с отделом детской и юношеской литературы Государственного издательства, где под художественным руководством В. В. Лебедева счастливо обрел себя в интерпретации тем и образов русского фольклора – сказок, в которых лучше всего удовлетворялась его природная тяга к юмору, гротеску и доброй иронии.

В 1930-х годах Ю. А. Васнецов выполняет иллюстрации к книжкам «Болото», «Конек-Горбунок» П. П. Ершова, «Пятьдесят поросят» К. И. Чуковского, «Три медведя» Л. И. Толстого, сборнику народных сказок и песенок «Зайка», которые принесли ему известность в художественных кругах и репутацию одного из ведущих мастеров детской книги. Одновременно он создаёт станковые литографии, в которых варьируются те же сказочные мотивы, что и в книжной иллюстрации. Отказавшись от романтического истолкования сказочной темы и порывая с изобразительной традицией, сложившейся в сфере иллюстрирования сказок в XIX – начале XX века, художник выработал собственный стиль в графике, в основе которого лежит взаимодействие профессионального искусства с традициями русского изобразительного фольклора. Яркие многоцветные иллюстрации Васнецова отличаются богатством образов и повышенной декоративностью цветовых и композиционных решений.

В начале Великой Отечественной войны из Ленинграда художник был эвакуирован в Молотов (ныне Пермь), а в 1943 году переехал в Загорск (Сергиев Посад), где работал главным художником Института игрушки. В военное и послевоенное время Ю. А. Васнецов продолжал активно заниматься книжной графикой: в 1944 г. оформил «Английские народные песенки», в 1947 г. – «Кошкин дом» С. Я. Маршака; в 1948 г. – фольклорные сборники «Чудодейное колечко» и «Небылицы в лицах».

Интересна история оформления сборника С. Я. Маршака «Английские народные песенки». Приведём небольшой отрывок из книги Э. Кузнецова «Медведь летит, хвостом вертит» об этом периоде творчества Васнецова: «…Такие песенки (Маршак их давно переводил и издавал) обычно доставались художнику - иллюстратору Конашевичу, и тот настолько преуспел в их оформлении, что кого-то другого невозможно было себе представить… Но почему именно Васнецов? Его дела – родное, российское: Заяц с Лисой, Скок-поскок с Колобком, избушка лубяная, избушка ледяная. А Англия?..

В самом деле, было страшновато, однако за работу художник сел. Нужны были «материалы» – костюмы, причёски, утварь, архитектура. Стал искать по книжкам – привёз от Маршака, бегал в библиотеку, там срисовывал то, что показалось нужным… Из того, что собрал, стал лепить, придумывать своё, словно играл в Англию: островерхие домики, крутые крыши (непременно черепичные, у них везде так), окна с мелкими переплётами, короткие штаны – до колен и пузырями, чулки, островерхие шляпы. Дело пошло, и совсем не так, как у Конашевича. У того были рисунки динамичные и потешные. Васнецова же потянуло на ласковость и трогательность. Стоял 1944 год, самое страшное было уже позади, после пережитого, как после зимней стужи, захотелось весны – тёплого солнца, и чтобы жаворонок в небе.» Книжка в самом деле вышла весенняя. Её колорит – это и холодноватые краски ранней весны, они спокойны и мягки, и буйная майская зелень с нежными весенними цветами – ландышами, первоцветами. Живые и выразительные, сделанные с изящной простотой и близкие по духу английскому фольклору, иллюстрации к «Английским народным песенкам» выдержали испытание временем: в 1974 году сборник был переиздан. Для нового издания художник несколько переработал обложку, текстовые рамки, добавил форзац и титульный лист, и рисунки, созданные в 1944 году при свете коптилки, обрели новую жизнь.

Васнецов трудился необычайно интенсивно, по многу раз варьируя дорогие ему темы и образы. Своеобразным итогом его многолетней деятельности стали широко известные сборники «Ладушки» (1964) и «Радуга-дуга» (1969). Фантастические, сказочные пейзажи основываются у художника на живых впечатлениях реальной русской природы. Птицы и звери, действующие в сказках, приобретают у Ю. А. Васнецова особенную выразительность именно потому, что иллюстратор придает им движения и повадки, зорко подмеченные в реальной действительности.

Эмоциональный строй рисунков Юрия Васнецова организуется цветом, который играет особую роль и не утрачивает декоративности, характерной для народного искусства. Цвет васнецовских иллюстраций является для ребенка как бы цветовой азбукой. Цвет персонажей определен, прост, его легко назвать: волк – серый, гуси – белые, лиса – рыжая и т. п. Вместе с тем художник удивительно точно добивается пропорциональности реального и фантастического цвета, что способствует правильному восприятию ребенком изображения.

В ярких, занимательных и остроумных рисунках Васнецова русский фольклор нашел едва ли не самое органичное воплощение, на них выросло не одно поколение юных читателей, а сам он уже при жизни был признан классиком в области детской книги.

Между тем книжная графика составляла лишь одну сторону его творчества. Главной целью жизни Ю. А. Васнецова всегда были занятия живописью, и к этой цели он шел с фанатическим упорством: работал самостоятельно, занимался под руководством К. С. Малевича, обучался в аспирантуре при Всероссийской Академии художеств.

В середине тридцатых годов он создаёт несколько произведений («Дама с мышкой», «Натюрморт со шляпой и бутылкой» и др.), в которых проявил себя как очень крупный мастер, успешно соединивший утонченную живописную культуру своего времени с традицией народного «базарного» искусства, которое он ценил и любил.

Но это обретение себя совпало с начавшейся тогда кампанией борьбы с формализмом. Опасаясь идеологических преследований (уже успевших коснуться его книжной графики), Васнецов сделал живопись тайным занятием и показывал ее только близким людям. В своих пейзажах и натюрмортах, подчеркнуто незатейливых по их мотивам и на редкость изощренных по живописной форме, он достигал впечатляющих результатов, своеобразно возрождая традиции русского примитивизма. Лишь несколько лет спустя после смерти художника его картины были показаны зрителям на выставке в Государственном Русском Музее (1979). Именно тогда стало ясно, что Васнецов был не только прекрасным книжным графиком, но и одним из выдающихся русских живописцев XX века, чьё творчество представлено в собраниях крупнейших российских музеев, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, ГМИИ им. А. С. Пушкина и других.


Список книг С. Я. Маршака, проиллюстрированных Ю. А. Васнецовым


Маршак, С. Я. Английские народные песенки [Текст] / С. Я. Маршак, пер. с англ. авт.; рис. Ю. Васнецова. – 2-е изд. – Л.: Художник РСФСР, 1974. – 32 с.

Маршак, С. Я. Ванька-встанька [Текст]: книжка-игрушка / С. Я. Маршак; рис. Ю. Васнецова. – [Б.м.]: Детгиз, 1944. – 7 с.

Маршак, С. Я. Кошкин дом [Текст] / С. Я. Маршак; худож. Ю. Васнецов. – М.; Л.: Детгиз, 1947. – 44 с.

Маршак, С. Я. Кошкин дом [Текст] / С. Я. Маршак; худож. Ю. Васнецов. – [Б.м.]: Детгиз, 1959. – 48 с.


Электронные ресурсы


Васнецов Юрий Алексеевич [Электронный ресурс]: (Vasnetsov Yury Alekseevich). – Режим доступа: http://www.ncknigaran.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=108%3Avasnetsov&catid=3&Itemid=24. – 24.10.2012

Васнецов, Юрий Алексеевич [Электронный ресурс]: материал из Википедии – свободной энциклопедии. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Васнецов,_Юрий_Алексеевич. – 24.10.2012

Кузнецов, Э. Медведь летит, хвостом вертит [Электронный ресурс]: отрывок из книги / Э. Кузнецов. – Режим доступа: http://s-marshak.ru/illustr/vasnecov/vasnecov02.htm. – 24.10.2012

Носырев, Л. А я ищу сказку [Электронный ресурс]: Васнецов Юрий Алексеевич / Л. Носырев. – Режим доступа: http://vesna.websib.ru/page.php?article=15. – 24.10.2012

Русская живопись [Электронный ресурс]: Васнецов Юрий Алексеевич (1900 – 1973). – Режим доступа: http://www.artsait.ru/art/v/vasnecovU/main.htm. – 24.10.2012

Серебряная, В. О художнике этой книги [Электронный ресурс]: С. Маршак. Английские народные песенки / В. Серебряная. – Режим доступа: http://s-marshak.ru/books/a/a06/a06.htm. – 24.10.2012

Художники-иллюстраторы книг С. Я. Маршака [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://s-marshak.ru/books/alf_ill.htm. – 24.10.2012 

Художники-иллюстраторы детских книг [Электронный ресурс]: Юрий Алексеевич Васнецов. – Режим доступа: http://illustrators.odub.tomsk.ru/illustr_h.php?id=96. – 24.10.2012