Каневский Аминадав Моисеевич

(1898–1976)

Российский график, народный художник СССР (1973), действительный член Академии Художеств СССР (1973). Награждён орденом Трудового Красного Знамени и медалями.

Судьба была благосклонна к Аминадаву Каневскому. Он прожил долгую жизнь, его творчество было в полной мере востребовано. Он получил почти все возможные для советского времени награды и звания, стал академиком. Тиражи книг с его иллюстрациями исчислялись миллионами, несколько поколений советских людей искали его рисунки, открывая журнал «Крокодил». Аминадав Моисеевич по праву считается одним из крупнейших мастеров отечественной сатирической графики. О его известности можно судить даже по такому почти анекдотическому факту: в 1960 годы некий аферист – однофамилец художника, пользуясь этим совпадением, получал заказы в издательствах, выдавая себя за того самого Каневского.

История детства и отрочества Каневского могла бы стать сценарием кинофильма про мальчишку, родившегося в уездном украинском городке в бедной многодетной семье. Только одну зиму удалось ему проучиться в казенном училище: нужно было помогать семье. Скудный заработок отца, скромного бухгалтера, едва давал возможность прокормить шестерых ребят. Будущему художнику едва исполнилось двенадцать лет, когда он поступил на службу к местному фотографу; получал два рубля в месяц и таскал за хозяином по всему городу тяжелый аппарат со штативом. От этого фотографа он перешел к другому, потом к третьему, потом на мельницу – «мальчиком» на побегушках, потом на небольшой заводик – подсобным рабочим. Будущему художнику пришлось поработать и у кустаря-игрушечника, выпиливая и раскрашивая фанерных зверушек.

Каневский успел повоевать еще в Первую мировую: в январе 1917 года был призван на воинскую службу, летом того же года вернулся. А в 1920-м ушел добровольцем в Красную Армию. И всегда и везде рисовал. Сохранился альбом его рисунков 1917 года, где в наивных набросках Каневский уже обнаруживает свою острую наблюдательность. С самых первых опытов легко увидеть его дар – подметить и в лаконичном рисунке воспроизвести достоверную пластическую характерность человека, зверя, предмета, пейзажа. Этот талант оценили в воинской части, где служил Каневский, и откуда в 1921 году он был командирован в Москву, во ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские), где был принят на испытательно-подготовительное отделение, потом на рабфак, а по окончании рабфака (в 1924 году) на графический факультет вуза. Здесь особое внимание уделялось техникам гравюры, ксилографии, линогравюры. Студент Каневский предпочитал свободный рисунок, и потому не удивительно, что наиболее близкие отношения сложились у него с Дмитрием Стахиевичем Моором. Автор легендарных плакатов «Помоги» и «Ты записался добровольцем?» активно работал как педагог, и Каневский стал одним из его любимых учеников; под его руководством выполнил дипломную работу и по его рекомендациям начал работать в журналах «Печатник», «Безбожник у станка», «Пионер», «Даешь», «Прожектор», «Искусство в массы», «Дружные ребята», газете «Комсомольская правда». С середины тридцатых годов началось постоянное сотрудничество Аминодава Моисеевича в «Крокодиле».

С первых шагов самостоятельной творческой деятельности Каневского в его рисунках проявилась яркая индивидуальность художника, обладающего острым критическим глазом и поистине неистощимым чувством юмора. Свое отношение к отрицательным сторонам действительности он выражал решительно и резко, доводя обострение характерных черт в художественном образе до фантастического преувеличения, до гротеска. Уже в ранних иллюстрациях Каневского начинают определяться особенности его графического почерка. Большинство рисунков исполнено пером, контурным штрихом, который при первом взгляде кажется несколько грубоватым, неуверенно напряженным, но на самом деле очень послушен художнику и дает резкую, выразительную характеристику каждого образа, каждого предмета. Сам автор называл свой штрих «шерстистой линией», правильно оттеняя его занозистость и колючесть. В глубоко индивидуальном штрихе Каневского – один из секретов острой выразительности его произведений.

Диапазон комического в творчестве художника очень широк: от прямого и беспощадного сарказма в политических карикатурах до тонкой иронии в иллюстрациях к повестям Гоголя, от острой издевки в сатирических иллюстрациях к Щедрину до теплой, ласковой и веселой улыбки в рисунках для детских книжек. А. М. Каневский иллюстрировал стихи А. Л. Барто («Девушка-ревушка», «Дедушкина внучка», «Леночка с букетом»); С. В. Михалкова («Дядя Степа», «Басни», «Облака»); К. И. Чуковского («Так и не так», «Чудо-дерево», «Мойдодыр», «Тараканище»); сказку А. Н. Толстого «Золотой ключик»; произведения Н. Н. Носова («Витя Малеев в школе и дома», «Весёлая семейка»). В середине 50-х годов прошлого века художник обращается к творчеству С. Я. Маршака. Так появляются «Кошкин дом» (1955), «Вот какой рассеянный» (1956), «Вакса-клякса» (1960) с иллюстрациями Каневского.

Надо отметить, что птиц и зверей художник изображает мастерски. На его рисунках они умеют делать все, что делают люди, и точно сохраняют при этом присущие тому или иному животному облик и характер. Они не только совершают самые разнообразные поступки, непринужденно принимают самые неожиданные позы, но и выражают радость или гнев, раздумье, испуг или насмешку – все, в чем они должны убедить маленького читателя книжки.

Одно из самых блистательных достижений Каневского в этом плане – большая серия рисунков, иллюстрирующих «Кошкин дом» С. Я. Маршака. Представителями человеческих характеров и выразителями человеческих чувств являются в этой сказке кошка, кот, козел с козой, петух с курицей, свинья и т. д. И на рисунках Каневского характеры, поведение, переживания этих персонажей сказочной истории изображены с покоряющей художественной убедительностью, с очаровательным юмором.

Сказка-представление о кошкином доме показана Каневским в исполненных пером и тушью шестнадцати рисунках и разворотах так хорошо, так увлекательно, что эта серия смотрится, как самостоятельное художественное произведение, не уступающее по силе производимого им впечатления стихам Маршака. Рисунки из сказки «Кошкин дом» А. М. Каневского с неизменным успехом экспонировались на выставках и были приобретены Третьяковской галереей.

В 1959 году на Международной выставке искусства книги социалистических стран в Лейпциге серебряной медалью по разделу «За лучшие детские книги» были отмечены иллюстрации Каневского к книге С. Маршака «Вот какой рассеянный», изданной в 1956 году. До Каневского стихи Маршака о рассеянном с улицы Бассейной иллюстрировались неоднократно. Аминадав Моисеевич искал свой путь, такое образное решение, которое раскрывало бы гуманистическую направленность книжки. Он пришел к выводу, что дело не во внешнем облике героя – молодой он или старый, симпатичный или нет, – а в том, как к нему относятся окружающие, когда он из-за своей рассеянности попадает в беду. И когда художник нашел этот ключ, его рисунки стали наглядным рассказом не только о смешных неприятностях рассеянного, но и о том, как люди сочувствуют ему и из этих неприятностей выручают. У Маршака, например, сказано: «Вместо шапки на ходу он надел сковороду», а у Каневского на рисунке вслед за стремительно сбегающим по лестнице рассеянным (на голове – сковорода) сверху, из дверей квартиры, женщина и девочка заботливо протягивают шапку-ушанку и шляпу. Поэтому на каждой иллюстрации Каневского помимо самого чудака-рассеянного присутствуют и действуют очень симпатичные люди.

Цветные рисунки Каневского удивительно хорошо ложатся на книжную страницу, занимают ли они полосу целиком или сочетаются с наборным текстом. Достигается это, прежде всего мастерством, с которым художник оперирует белым цветом бумаги. Белый цвет у Каневского не просто обрамляет рисунок, а органически вливается в него, как составная часть, и этим связывает изображение с плоскостью книжного листа. Другое положительное качество его рисунков – предельная ясность композиционного построения, цельность и определенность цветовых силуэтов. Глаз зрителя сразу, легко и верно ориентируется в любом рисунке; взаимное расположение фигур в пространстве, их смысловая связь отчетливо читаются с первого взгляда.

Высокий гуманизм Каневского воплощён в чудесном сочетании качеств тонкого задушевного лирика и разяще острого сатирика. Так же прекрасно и удивительно сочетаются в его творчестве самая невероятная фантастика и жизненная правда, доходчивость, простота и глубокая мудрость. Не случайно К. И. Чуковский назвал иллюстрации художника «картинами». Очень точно охарактеризовал основные черты облика художника С. Я. Маршак в своем стихотворении, посвященном Каневскому:

«…Не перечесть твоих успехов.

Твои рисунки увидав,

Тебе, мой друг, сказал бы Чехов:

«Благодарю, Аминадав!»

Ты украшал на радость детям

Страницы прозы и стихов

И превосходно – мы отметим –

Изображал ты петухов!

Я с бесконечною любовью

Тебе желаю всяких благ

И долголетья, и здоровья!

Твой современник С. Маршак».

В любой области, в которой работал Каневский, – в политическом плакате, в карикатуре, в станковой графике, в иллюстрировании классической литературы, в веселой детской книжке – везде проявлялся его многогранный талант. Многие произведения художника приобретены известными музейными собраниями страны, среди них – Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Государственный литературный музей и другие.


Список книг С. Я. Маршака, проиллюстрированных А. М. Каневским


Маршак, С. Я. Вакса-клякса [Текст] / С. Я. Маршак; рис. А. Каневского. – М.:Детгиз, М-во просвещения РСФСР, 1960. – 24 с.

Маршак, С. Я. Вакса-клякса [Текст] / С. Я. Маршак; худож. А. Каневский. – [Б.м.]: Художник РСФСР, 1969. – 14 с.

Маршак, С. Я. Вот какой рассеянный [Текст] / С. Я. Маршак; рис. А. Каневского. – М.: Детгиз, М-во просвещения РСФСР, 1960.–16 с.

Маршак, С. Я. Курочка ряба и десять утят [Текст]: книжка-игрушка с вырубком / С. Я.

Маршак; худож. А. Каневский. – М.: Малыш, 1980. – 18 с.

Маршак, С. Я. Сатирические стихи [Текст]: избранное / С. Я. Маршак; рис. А. Каневского. – М.: Сов. писатель, 1964. – 190 с.

Маршак, С. Я. Сатирические стихи. Эпиграммы. Плакаты [Текст] / С. Я. Маршак; худож. В. Горяев, Б. Ефимов, Кукрыниксы, А. Каневский, В. Лебедев, В. Сойфертис, И. Семенов. – М.: Сов. писатель, 1959. – 240 с.


Электронные ресурсы


Абрамский, И. Окрылённый штрих [Электронный ресурс]: к 75-летию Аминадава Каневского./ И. Абрамский. – Режим доступа: http://natpopova.livejournal.com/121562.html. – 15.10.2012

Иоффе, М. Мурзилкин папа [Электронный ресурс]: с сокращениями / М. Иоффе – Режим доступа: http://old-crocodile.livejournal.com/34718.html. – 15.10.2012

Каневский А. М. Kanevskiy Aminadav [Электронный ресурс]: Каневский Аминадав Моисеевич. 1898 – 1976. – Режим доступа: http://www.maslovka.org/modules.php?name=Content&pa=showpage&pid=148#6. – 15.10.2012

Каневский, Аминадав Моисеевич [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://artinvestment.ru/auctions/14490/biography.html. – 15.10.2012

Каневский, Аминадав Моисеевич [Электронный ресурс]: материал из Википедии – свободной энциклопедии. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Каневский,_Аминадав_Моисеевич. – 15.10.2012

Художники-иллюстраторы книг С. Я. Маршака [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://s-marshak.ru/books/alf_ill.htm. – 15.10.2012