Митурич Май Петрович

(1925–2008)

Советский художник, график, народный художник РСФСР (1986), лауреат Государственной премии РСФСР (1993), действительный член Академии художеств СССР (1991). Профессор с 1990 г., академик-секретарь Отделения графики и член Президиума PAX с 1997 года. Награждён орденом Почета (2001), орденом Восходящего Солнца (Япония, 2005).

Май Петрович Митурич-Хлебников родился в Москве в семье художников. Отец – Митурич Петр Васильевич (1887–1956), живописец и рисовальщик. Мать – Хлебникова Вера Владимировна (1891–1941), живописец, сестра известного поэта Велимира Хлебникова. Вот как вспоминал Май Митурич о детских годах в доме родителей: «Я обречен быть художником, потому что с детства я видел, в основном, только художников. Я вообще до какого-то возраста думал, что все на свете художники, кроме молочницы и дворничихи. Но на этом все и кончалось, потому что никаких особых специальных уроков мне дома не давали. Просто я в этом варился».

Когда началась Великая Отечественная война, юноша поступил на работу в мастерскую военно-оборонного плаката «Окна ТАСС», а в ноябре 1942 года добровольцем ушёл на фронт. В 1943 году Май Митурич был прикомандирован к «фронтовой бригаде художников» при Главном дорожном управлении Красной армии. Задача бригады заключалась в «наглядной агитации» – на больших плакатах изображались портреты маршалов и вождей. Когда советские войска одерживали значительные победы, плакаты и портреты грузились на грузовики и устанавливались на центральных площадях освобожденных городов. Так, Маю пришлось побывать в Киеве, Новгороде, Белгороде, Курске, Минске, Вильнюсе, Варшаве. Окончание войны застало его в Берлине, где на Александер-плац бригада художников разместила портреты всех маршалов Советского Союза. В армии М. П. Митурич прослужил до 1948 года рядовым и был награжден орденом Отечественной войны II степени, медалями «За боевые заслуги» и «За взятие Берлина».

Еще до окончания военной службы, в 1947 году, М. Митурич поступил на заочное отделение Московского полиграфического института, который закончил по специальности художник книги в 1953 году. Выкраивая летние месяцы для поездок по стране, во время которых он много рисует с натуры, Митурич еще некоторое время продолжал выполнять оформительские заказы. И лишь с 1956 года, приобретя некоторый опыт в рисунке, окончательно оставил работу оформительского характера и обратился к давно привлекавшей его детской книге.

Конец 1950-х годов был временем, когда иллюстрирование литературы для детей требовало обновления, притока свежих творческих сил. Детская (особенно дошкольная) книга не меньше, чем живопись, скульптура и графика, нуждалась в преодолении штампов, в создании живого динамического языка. С. Я. Маршак, который когда-то был организатором и вдохновителем деятельности многих замечательных мастеров советской живописи и графики в книге для детей, теперь активно способствовал приобщению к тому же делу совсем молодых иллюстраторов – Мая Митурича в том числе. Позже художник вспоминал, что Самуил Яковлевич «…придавал большое значение ритмической связи рисунка и стихов… Речь шла о возрождении того особого жанра книги для маленьких детей, в котором текст и рисунок, сплавляясь в синтетический образ, составляют некое новое художественное единство».

Именно иллюстрации к книгам Маршака («Шалтай-Болтай» (1958), «Сказка о глупом мышонке» и «Угомон» (1959), а также сборнику китайских сказок «Золотой фонарик» (1957) стали первыми опытами Митурича в книжной графике для детей. Но прошло еще несколько лет настойчивой работы, прежде чем устремления художника, лишь наметившиеся в этих и в последовавших за ними изданиях, обрели отчетливую форму, сложились в индивидуальный стиль.

Как яркий и самобытный художник-иллюстратор Май Митурич проявил себя в работе над двухтомным изданием «Стихов для детей» С. Я. Маршака, которая длилась почти пять лет. Первая часть сборника успела выйти ещё при жизни поэта и получила его одобрение. Знаменитые еще с 1920-х годов старушка и пудель, герои переводов из английской детской поэзии – доктор Фостер, который отправился в Глостер, персонажи из «Королевского бутерброда», так же как из поздних стихотворений Маршака («Угомон» и другие) – были заново переосмыслены художником в духе живой и доброй иронической фантазии.

Стремясь к свободе, раскованности в каждом рисунке, Митурич последовательно проводит эту свободу и в общем построении книги, в макете. Верстка оказывается столь же разнообразной, сколь и собранные в сборнике стихи. Полосные рисунки, окруженные полями, страничные рисунки под обрез, страничные и полустраничные развороты, мелкие рисунки, рассыпанные по полям. От разворота к развороту читатель получает новые зрительные впечатления. Да и сами рисунки, то прозрачно-легкие, почти монохромные, то плотные, насыщенные цветом, усиливают ощущение живой подвижности красочного ритма, вторящего ритму поэтическому и способствующему общей художественной цельности книги. Иллюстрации к «Пуделю» – одни из лучших в книге. В них есть то, что так свойственно Митуричу-рисовальщику: свобода и точность. Без знания конструкции, повадок, «физиономик» животного, естественно, совершенно немыслимо изобразить дурашливо улыбающегося, восторженно лающего или с зажмуренными глазами отпрянувшего от курицы, клюнувшей его в нос, пуделя, как без знания человеческой натуры невозможно нарисовать рассеянную и добрую старушку, то блаженно умиротворенную, то деловито встревоженную, то совсем растерянную. В 1965 году за иллюстрации к книге С. Маршака «Стихи для детей» Май Петрович Митурич был награждён серебряной медалью и дипломом Международной выставки искусства книги в Лейпциге (ИБА-65) Из книг Самуила Маршака, проиллюстрированных Маем Митуричем, можно выделить пьесу «Умные вещи», вышедшую в 1966 году. Оформление художника позволяет абсолютно ясно ощутить конструктивное членение пьесы, каждую из частей которой обрамляют сюжетные шмуцтитулы, декоративные заставки и концовки. Кроме того, текст в кульминационных местах акцентирован страничными иллюстрациями, а второе действие, где читатель впервые знакомится с героями пьесы – умными вещами, как бы предлагает вниманию публики «портреты» этих вещей в небольших рисунках, свободно размещенных на разворотах. Все рисунки выполнены локальными цветами: зеленым, красным, синим, желтым, с активным использованием белого. Почерк всех рисунков единообразен: он несколько витиеват, в меру стилизован под русскую старину или манеру художников «Мира искусства» (круга М. Добужинского и В. Конашевича), изящен, артистичен.

С середины 1950-х и до конца 1980-х годов Май Митурич оформил около 100 книг для детей. Среди них, помимо произведений С. Маршака, – иллюстрации к книгам К. Чуковского, Г. Снегирева, А. Барто, С. Михалкова, Р. Киплинга, Л. Кэрролла, С. Аксакова, «Одиссее» Гомера, «Японским народным сказкам». За свои работы в области книжной графики художник был награжден Почетным дипломом Международного совета по детской книге; его иллюстрации удостоены дипломов за лучшее оформление изданий для детей.

Однако, несмотря на то, что Митурич прославился, прежде всего, как гениальный рисовальщик и книжный иллюстратор, он так и не решился окончательно отказаться от живописи. Станковые пейзажи, исполненные Маем Митуричем исключительно для себя во время многочисленных поездок по самым экзотическим окраинам необъятного Союза, подготовили его и к более масштабной работе – к созданию росписи на двухстах метрах стен в московском Палеонтологическом музее, где Митурич работал вместе со своим коллегой графиком В. Дувидовым. Государственная премия РФ 1993 года за настенную роспись Палеонтологического музея АН СССР стала достойной наградой художника за мастерство и профессионализм.

В живописи Май Митурич проявил себя как глубокий, зрелый и самобытный мастер, безупречно владеющий палитрой и характерным широким размашистым мазком. Находясь в непрерывных творческих исканиях, он много внимания уделял пейзажу, которому впоследствии посвятил всю жизнь. Живописные акварельные этюды, написанные в разных странах, пронизаны тонким чувством гармонии и духовного умиротворения. Его цветочные натюрморты необыкновенно разнообразны по колориту, от ярко контрастной гаммы до сложной и сдержанной, слегка подчеркивающей утонченную красоту и белоснежного жасмина и благоухающей сирени.

Своеобразие видения, звонкая выразительная линия, легко создающая объем, многослойность воздушного пространства, структурно организованное композиционное решение – это Май Митурич. Он признан и высоко оценен как иллюстратор, график и живописец многочисленными премиями и дипломами всесоюзного, всероссийского и международного значения, в том числе премией Г. Х. Андерсена. Май Митурич всегда неповторим и узнаваем. Не случайно многие книги, оформленные художником, специально переводились на иностранные языки, а работы Митурича хранятся в крупнейших музейных собраниях России и в частных коллекциях Японии, Германии, Финляндии и Америки.


Список книг С. Я. Маршака, проиллюстрированных М. П. Митуричем


Маршак, С. Я. Двенадцать месяцев [Текст]: Умные вещи: сказки / С. Я. Маршак; худож. М.

Митурич. – М.: Сов. Россия, 1987. – 168 с.

Маршак, С. Я. Для маленьких [Текст] / С. Я. Маршак; рис. М. Митурича. – М.: Детская литература, 1964. – 12 с.

Маршак, С. Я. Для маленьких [Текст] / С. Я. Маршак; рис. М. Митурича. – М.: Детская литература, 1965. – 12 с.

Маршак, С. Я. Пудель [Текст] / С. Я. Маршак; худож. М. Митурич. – М.: М-во культуры РСФСР, Детский мир, 1960. – 12 с.

Маршак, С. Я. Радуга-дуга [Текст]: стихи, сказки, загадки / С. Я. Маршак; оформ. М. Митурича. – М.: Детгиз, 1961. – 159 с. – (Школьная б-ка для нерусских шк.)

Маршак, С. Я. Разноцветная книга [Текст] / С. Я. Маршак; рис. М. Митурича. – М.: Сов. Россия, 1966. – 15 с.

Маршак, С. Я. Стихи для детей [Текст] / С. Я. Маршак; рис. М. Митурича. – М.: Сов. Россия. – 1966. – 191 с.

Маршак, С. Я. Стихи для детей [Текст]: сб. 2-ой / С. Я. Маршак; рис. М. Митурича. – М.: Сов. Россия, 1971. – 191 с.

Маршак, С. Я. Угомон [Текст] / С. Я. Маршак; худож. М. Митурич. – М.: Сов. Россия, 1968. – 20 с.

Маршак, С. Я. Умные вещи [Текст]: сказка-комедия в 3-х д. и 5-ти карт. / С. Я. Маршак; рис М. Митурича. – М.: Детская лит., 1966. – 144 с.

Маршак, С. Я. Чешские народные песенки [Текст] / С. Я. Маршак; рис. М. Митурича. – Детский мир, М-во культуры РСФСР, 1958. – 8 с.

Маршак, С. Я. Шалтай-болтай [Текст] / С. Я. Маршак; рис. М. Митурича. – Детский мир, М-во культуры РСФСР, 1958. – 10 с.


Электронные ресурсы


Ганкина, Э. Отрывки из книги «Май Митурич» [Электронный ресурс] / Э. Ганкина. – Режим доступа: http://s-marshak.ru/illustr/miturich/miturich02.htm. – 28.08.2012

Линдберг, А. Фантастический Май в сентябре [Электронный ресурс] / Анна Линдберг. – Режим доступа: http://www.utro.ru/articles/2005/09/01/472896.shtml. – 28.08.2012

Май Митурич-Хлебников [Электронный ресурс]: биография. – Режим доступа: http://persones.ru/biography-2901.html. – 28.08.2012

08.08.08. Митурич Май. Исполненное предназначение [Электронный ресурс]: по материалам программы «Осенние портреты». – Режим доступа: http://www.tvkultura.ru/news.html?id=247088&cid=54. – 28.08.2012

Розанова, Н. Две книги С. Маршака, иллюстрированные М. Митуричем [Электронный ресурс] / Н. Розанова. – Режим доступа: http://s-marshak.ru/illustr/miturich/miturich01.htm. – 28.08.2012

Страницы искусства советской эпохи в творчестве М. Митурича [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.interfax.by/event/90814 . – 28.08.2012

Художники – иллюстраторы книг С. Я. Маршака [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://s-marshak.ru/illustr/illustr.htm. – 28.08.2012